Когда ваши дети видят человека с физическими недостатками, вполне естественно, что это возбуждает их любопытство. Многие начинают рассматривать инвалидов, показывать на них и спрашивать, почему человек сидит в инвалидном кресле или ходит с собакой-поводырем. Родители от такого поведения могут съежиться от смущения и быстренько цыкнуть на ребенка. Однако важно понять, что дети просто пытаются разобраться в различиях, которые они видят. Нужно попытаться сформировать правильное отношение детей к инвалидам. И также важно для родителей откровенно поговорить с детьми о различиях между людьми. Не нужно пытаться обходить проблему стороной.
Толерантное отношение к детям инвалидам через собственный пример
Если вы себя неловко чувствуете для разговора с детьми о людях с физическими недостатками, дети могут понять ваше колебание или молчание как что-то неправильное или неприемлемое. Также они, вероятно, приучатся бояться людей, которые не похожи на остальных.
Таким образом, в вашей власти помочь своим детям сформировать совсем другое отношение к детям-инвалидам. Напоминайте им, что неприемлемо насмехаться или сторониться человека из-за его внешности. Все люди рождаются разного внешнего вида, размера и цвета кожи. Точно так же люди придерживаются различных религий, имеют различную культуру и далеко не всегда — одинаковую семейную структуру. И таким же образом у людей могут быть разные способности. Не все умеют быстро бегать, разбираться в математике или профессионально петь. Вы также можете указать детям, что мир был бы очень скучным, если бы все были абсолютно одинаковыми. Если вы слышите, что ваши дети или чужие дразнят другого ребенка из-за его физических отличий, вмешайтесь и прекратите это.
Помните также, что даже если у людей внешне нет никаких физических недостатков, у них могут быть другие отклонения. Это могут быть сложности с обучением или с обработкой информации. Недостатки, таким образом, могут быть как видимые, так и невидимые.
Отношение к людям-инвалидам — вопрос языка
Когда вы разговариваете с детьми о физических различиях, обратите их внимание, что люди с недостатками просты в общении в общении. Просто так случилось, что у них есть некоторые физические недостатки. Из-за чего им трудно совершать некоторые повседневные действия. Как и все в вашем сообществе, они хотят участвовать в общественной жизни и внести в нее свой вклад. Они тоже хотят, чтобы с ними обращались с уважением и достоинством. Поэтому общение с инвалидами не должно вызывать неприязни.
Подбирайте правильно выражения
В таком случае очень важно обращать внимание на самого человека, а не на его недостатки. Например, если у одноклассника очень плохое зрение и он может видеть только светотень, он все равно остается таким же ребенком. Уважительнее будет говорить о нем как о ребенке, который слеп, чем как о слепом ребенке. Разница заключается в том, что последнее словосочетание обращает внимание на недостаток. Оно вызывает чувства жалости или беспомощности. Точно так же, говорить, что одноклассник ездит в кресле-коляске, вежливее, чем называть ребенка физически неполноценным. Обращайте внимание ребенка на факт, что люди с недостатками — прежде всего люди. И у них просто есть некий физический недостаток. Конечно, недопустимо когда-либо использовать слова,обозначающие инвалидность. Например: назвать друга умственно отсталым, калекой, придурком и т. д.
Иногда жалость к тем, кто пользуется креслом-коляской, слуховым аппаратом, собакой-поводырем или средствами передвижения, может быть вашей естественной реакцией. Когда вы видите человека с физическими недостатками,скажите своим детям, как прекрасно то, что технологии позволяют помочь этим людям делать важные для них вещи. Поэтому мы можем радоваться, что было изобретено кресло-коляска, дающее своему хозяину свободу и возможность делать покупки, ходить в школу и т. д.
Также можно указывать на множество разнообразных приспособлений и технологий, используемых в вашем собственном доме, чтобы облегчить вашу жизнь. Например, наш слух может услышать ограниченное количество звуков. Однако телефоны помогают нам слышать слова, произносимые на другом конце страны. Точно так же очки и контактные линзы, которые носят миллионы людей, позволяют нам хорошо видеть, хотя наше зрение уже не совершенно.
Уважение к инвалидам: общие советы
Когда дети встречаются с людьми с физическими недостатками, они сначала теряются, что им сказать и как себя держать. Предложите им вести себя следующим образом:
- Представляться, как если бы они представлялись любому другому ребенку. Приветствовать, а не таращиться, как на диковину. Помнить, что дети с недостатками тоже хотят иметь друзей, как и все другие.
- Не спрашивать сразу же, что с ними не так или что случилось. Познакомившись с ним поближе, они постепенно все это узнают.
- Играя с одноклассниками, объясняйте,что бы они чувствовали, если бы все играли, а их бы не приняли. Напоминайте детям не забывать об одноклассниках с недостатками и приглашать их в компанию.
- Помогать, если нужна помощь. Только пусть обязательно дети сначала спрашивают разрешения понести рюкзак другого ребенка или открыть ему дверь. Предложение помощи может обидеть, потому что дети с физическими недостатками любят быть по возможности независимыми.
- Разговаривая с детьми в креслах-колясках, садиться, чтобы собеседникам не пришлось задирать головы.
- Если им приходится говорить с детьми, которые плохо слышат или заикаются, вполне нормально попросить их повторить. Если человек читает по губам, не забывайте смотреть прямо на него и говорить своим обычным голосом.. А если глухому человеку помогает общаться переводчик, надо смотреть на человека, а не на переводчика.
- Не надо пытаться играть с собакой-поводырем или гладить ее. Надо помнить, что собака выполняет свою работу и не должна отвлекаться.
Домашние обязанности
Когда вы рассказываете о сложностях, с которыми сталкиваются люди с физическими, умственными или сенсорными недостатками, ваши дети могут намного лучше прочувствовать сострадание к их нелегкой жизни. Например, спросите своих детей, как бы они себя чувствовали — и что бы делали — в следующих ситуациях:
- пытаясь войти в магазин на кресле-коляске, если при входе есть ступенька;
- находясь в классе и пытаясь понять учителя, который говорит слишком тихо или слишком быстро;
- пытаясь прочитать учебник со слишком мелким текстом;
- стараясь на костылях или протезах попасть в класс, если в школе нет лифта.
Вы также можете воспользоваться телевизионными передачами и книгами, чтобы показать детям разнообразие людей в нашем мире. Например, во многих детских телепередачах участвуют дети в креслах-колясках, слепые или испытывающие сложности с обучением. Поговорите о множестве общих черт, которые есть у этих детей с вашими знакомыми детьми. Помните, что дети с недостатками — прежде всего такие же дети, как и все другие.
Кто такие люди с физическими недостатками — осведомленность класса
Если у вас ребенок с физическими или умственными недостатками, помогите ему сломать возможные барьеры между ним и другими детьми. Поговорив с его одноклассниками в начале учебного года. Можно, например, объяснить его медицинский диагноз на попятном детям языке и помочь им увидеть все общие свойства, которые есть у ребенка с недостатками и у других детей. Например, можно подчеркнуть, что ваш ребенок замечательно разбирается в компьютерных играх. Возможно, любит пиццу и увлекается профессиональным спортом, также как его одноклассники.
Отношение к инвалидам: сходства и различия
В конце концов дети поймут, что у всех людей способности разные: одни хорошо ноют, тогда как другим дается спорт; одни дети хорошо читают, а другие отличаются в естественных науках. Конечно, список наших различных способностей можно продолжать до бесконечности. И хотя в чем-то мы можем отличаться, все равно мы похожи. Люди с физическими или умственными недостатками — это просто люди, которым не повезло иметь тот или иной недостаток. Но у них также есть множество сильных сторон и других способностей.